Der Clou! 2/The Sting!/Ва-банк!

Разработчик: neo Sotware
Издатель: JoWooD Productions
Издатель в России: /snowball.ru

Не очень понятно, почему локализаторы из Snowball решили не называть главного героя игры Der Clou! 2 библейским именем Мэтт, данным ему авторами, и сделали его Максом. Впрочем, менять имена - обычное дело для представителей криминального мира. Давным-давно Мэтт носил экзотическую фамилию Стюйвесант и промышлял в Лондоне. Теперь, в очередной раз выбравшись из заключения, он назвался Мэттом (или Максом, если верить Snowball) Такером и поселился в безымянном городке, где и занялся старым ремеслом - грабежом.

Игровой процесс разбит на две основные фазы. В первой Мэтт шатается по городу, заглядывает в окошки домов, вербует сообщников и покупает инструменты. Город, сказать по-честному, не очень интерактивен, но смотрится просто классно. Пейзаж и персонажи, возможно, несколько угловаты, но безумно детализированы. Скажу, например, что пуговки на Мэттовом пиджачке не нарисованы, а сделаны отдельными полигончиками. А если у какого-то дома можно заглянуть в окно, то вы увидите всю внутреннюю обстановку до последнего совочка, хотя бы и дверь была накрепко заперта.

Игра балансирует на грани пародии, и русское название "Ва-банк!", позаимствованное у польской криминальной комедии, идеально ей подходит. Черноватый юмор игры кроется, скорее, даже не столько в текстах, сколько в картинке. Мультяшные персонажи щеголяют фирменными подбородками размером с ковш экскаватора и курят несуществующие папиросы. Бандитские рожи здесь у всех, включая женщин (это особенно заметно, если посмотреть на мир глазами Мэтта, нажав пробел). Полицейские машины карикатурно трясутся на ухабах, но при этом спереди у них вместо бампера ряд шипов, как в каком-нибудь Carmageddon. Но не бойтесь, даже если Мэтт встанет поперек дороги, ничего ему не будет. У полиции на него ничего нет, поэтому они будут смирно стоять, даже не сигналя и не матерясь. Впрочем, герои Der Clou! вообще немногословны, а если и общаются, то все больше текстовыми окошками без озвучки. Но если с голосами в игре напряженка, то с музыкой всё в порядке. Несколько "утяжеленный" джаз идеально ложится на прогулки по застланным смогом улицам. А гулять можно долго, и все время находить что-нибудь новенькое. То здание концерна "Свет Инкорпорейтед", охраняемое чуть ли не танками, то растущее на небывалой высоте дерево в кадке, то шестирукую статую местного рекламного божества, держащего в каждой руке по зажженной лампочке. Ну и, разумеется, новых... э-э... коллег по работе.

Работа. Это и есть вторая фаза игры. Взяв на примету очередной объект, Мэтт закупается инвентарем и договаривается с дружками. Иногда можно обойтись и без них, но рано или поздно помощь сообщников все равно понадобится, и придется, скрипя зубами, звать их на дело, предлагая долю улова. Торг, к сожалению, неуместен. Так что, нанимая "кореша", хорошо подумайте, обладает ли он теми навыками, которые нужны для данного конкретного дела.
После этого можно начинать непосредственно планирование ограбления. Интерфейс планирования похож на гибрид видеомагнитофона с трехмерным квестом. Вы можете сказать Мэтту или любому его сообщнику, что делать в тот или иной момент времени, а если окажется, что они в чем-то напортачили, перемотайте назад и отдайте другой приказ. Если грабитель занят каким-то нужным, но нудным делом, не требующим вашего постоянного участия, процесс можно ускорить, включив, соответственно, "ускоренное воспризведение". Если же вы хотите точно отследить какой-то момент или просто сделать "как в 'Матрице'" - включайте "замедленное воспроизведение". Баловаться с "видиком" можно долго, крутя камеру во все стороны (впрочем, Мэтта она из виду не выпускает), но постарайтесь не забыть, зачем мы сюда пришли. Забыли? Да (тсс!) грабить же!
Общая схема ограбления такова - взламываем все, что заперто, забираем все, что плохо (или слишком хорошо) лежит, при этом стараемся ускользать от зорких очей охраны (в роли которой могут выступать как сторожа и полицейские, так и прочий люд, например, пенсионерка - вдова Корлеоне, постояльцы отеля или боксер из местного бойцовского, то есть боксерского же, клуба). Для нашего удобства поле зрения охранников показывается световым конусом, вроде лучей фонарика. Отрисовывается он, правда, немного нечестно - лучи рентгеновским образом проходят через стены. Не бойтесь, на самом деле за стенкой вас не заметят. Однако стражи могут, кроме самого грабителя, обнаружить следы взлома на дверях или окнах, а также услышать, как вы упоенно рубите дверь топором. К сожалению, самих охранников топор и фомка не берут, так что мой совет: не рубите топором то, что можно взломать фомкой, и не взламывайте фомкой то, что можно вскрыть отмычкой. Кроме того, на некоторые ценности поставлена сигнализация, которую естественно, надо отключать. Это дело лучше поручать людям, у которых высок соответствующий навык (впрочем, это справедливо и для других занятий).
Разработав гениальный план, запускайте его "воспроизведение" и смотрите, все ли прошло, как вы планировали. Если да - ура, бежим отмывать деньги и сбывать краденое к слоновладельцу Али. Если нет, то в принципе это означает очередной срок в тюряге, но гуманные разработчики дают нам шанс все исправить. К сожалению, если вам удалось успешно выполнить план, его повторный просмотр будет недоступен. А жаль, некоторые ограбления хотелось бы смотреть снова и снова, тем более что другим путем в эти здания вам не попасть.

Последовательность выбора объектов для грабежа в игре частично фиксирована. Игра разбита на несколько уровней, на каждом из которых вам надо ограбить одно или несколько зданий. При этом в пределах одного уровня вы можете сами выбирать, в каком порядке "чистить хазы". Закончив уровень, смотрим мультик, в котором нам рассказывается очередной кусочек сюжета. Сюжет достаточно адекватно описывается классической формулой "Украл, выпил - в тюрьму!", при этом большая его часть, разумеется, отведена под "украл". В общем, ради одного сюжета я эту игру вам покупать не порекомендовал бы. А вот игровой процесс вас может очень порадовать, если вы наконец поборете интерфейс планирования (он не так уж и плох, только не забывайте снимать игру с паузы!). Множество деталей - иногда забавных, как носочек, в котором бабуля Корлеоне хранит свой капитал, или постоялец отеля, блюющий в сортире; иногда мрачных, как заброшенные трущобы на краю города, нежилые, доступные лишь для обозрения, но выписанные до последнего мусорного бака; оригинальность в оформлении и геймплее - давненько мы не брали в руки фомок с мирными целями - вот те качества, за которые надо приобрести эту игру.

Чувствуется, что игра получилась меньше, чем планировалась. Есть множество домов, в которые можно заглянуть, но нельзя ограбить. Обилие интересных объектов, которые строго запрещается трогать руками, а если и разрешается, то только чтобы сказать что-нибудь вроде "На велосипедах сейчас никто уже не ездит". Десятки колоритнейших персонажей, с которыми Мэтт даже разговаривать не хочет, а так бы хотелось выудить из работницы электростанции какую нибудь секретную информацию или обещание романтического вечера в какой-нибудь из городских пивнушек. Но даже просто гуляя по городу, вы можете получить такое чувство морального удовлетворения, какого вам не даст никакая стрелялка. Это может сравниться только с настоящей прогулкой по настоящему городу. Так что дочитывайте статью, и марш гулять!

© 2003 Илья Ченцов.
Hosted by uCoz